Как автоконцерны выживают в кризис: уроки Великой депрессии
+7 499 40 41 110
info@amarinmotors.ru
г. Москва
ул. Привольная дом 2, корп.5
Ежедневно 9:00 - 21:00
(без выходных)
Ежедневно 9:00 - 21:00
(без выходных)
г. Москва
ул. Привольная дом 2, корп.5

Как автоконцерны выживают в кризис: уроки Великой депрессии

В начале 2020 года произошло обрушение цен на нефть. Оно совпало с пандемией коронавируса, которая вызвала падение экономики во многих странах, особенно в Китае, крупнейшем мировом потребителе ресурсов. Сейчас экономисты говорят о том, что кризис только начался и его последствия могут растянуться минимум на пять лет.

В годы Великой депрессии, которая началась в 1929-м, происходили похожие процессы. Падали цены на акции, массово закрывались предприятия, десятки тысяч людей потеряли работу. Тогда причинами стали финансовые спекуляции, перепроизводство и обвал фондового рынка. Несмотря на то что у нынешнего кризиса иные причины, внешние проявления во многом похожи: мы видим спад продаж, банкротство предприятий и сокращение рабочих мест. А бизнесменам вновь приходится думать о том, как справиться с кризисом и какие конкурентные позиции могут быть улучшены в будущем.

Автомобилестроение во время кризиса

 

Время возможностей

1930-е годы доказали, что хорошо управляемые компании могут не только выжить, но и укрепить свои позиции. И самой показательной стала автомобильная промышленность: такие гиганты, как General Motors и Chrysler, именно тогда заложили основу своего будущего успеха. В то время как общий убыток автомобильных компаний составлял миллиарды долларов, они продолжали приносить прибыль и увеличили свою долю рынка, значительно поколебав позиции конкурентов.

Секреты успеха обеих компаний — хорошее понимание новых реалий, гибкость и способность извлекать выгоду там, где остальные видят только трудности.

Автомобилестроение во время кризиса

 

General Motors

Аналитики компании, как и все финансисты, не смогли предсказать Великую депрессию. Но в новой ситуации компания смогла быстро перестроиться.

С самого начала GM решительно сократила издержки: часть заводов законсервировали, в несколько раз снизили производство машин среднего класса и практически прекратили выпуск элитных авто.

Компания также оптимизировала производство деталей: теперь одни и те же запчасти использовались для разных марок машин. Это разгрузило склады и помогло создать гибкие производственные мощности. Оптимизация коснулась и отделов продаж, где часть отделов упразднили или объединили.

Но самым главным изменением была кардинальная смена политики продвижения. Теперь американцы не могли позволить себе дорогие авто, поэтому фокус сместился на бюджетный Chevrolet. Рынок недорогих автомобилей стал для GM приоритетным.

Автомобилестроение во время кризиса

 

Chrysler

До Великой депрессии Chrysler имел всего 8 % рынка. Но такая небольшая компания была более гибкой, чем конкуренты-гиганты.

Как и GM, компания начала с оптимизации. Часть заводов закрыли, а административные издержки снизили на треть. Одновременно компания повысила эффективность оставшихся мощностей почти вдвое за счет рацпредложений. Главный упор сделали на бюджетную «плимут»: сборочные линии этой модели выпускали до 90 автомобилей в час. Руководители Chrysler тоже понимали, что недорогие автомобили будут продаваться лучше всего, а потому маркетинговые стратегии были направлены на Plymouth. Ему была посвящена новая рекламная кампания, а еще автоконцерн расширил сеть дилерских центров.

Chrysler задумывались и о том, что будет после Великой депрессии, а потому не останавливали проектные отделы: там разрабатывались прототипы скоростных автомобилей. Автоконцерн первым провел испытания в аэродинамической трубе. Поэтому после завершения в США программы расширения автомагистралей Chrysler стали пионерами на рынке новых мощных и скоростных автомобилей.

К началу 40-х годов Chrysler вошел в тройку автомобильных гигантов.

Автомобилестроение во время кризиса

 

Рост для компании, но крах для работников

Хотя автоконцерны и пережили глобальный кризис, им пришлось сократить тысячи работников, от простых сборщиков до топ-менеджеров. Для многих сотрудников это стало личным финансовым крахом, потому что потерять работу в те сложные времена было настоящим потрясением.

Если современные автопредприятия воспользуются теми же стратегиями для выживания, эта мера снова станет одной из приоритетных. Времена изменились, но многие компании наверняка предпочтут проверенный временем сценарий. И к такому повороту событий стоит быть готовыми.