Эволюция автомобильного кондиционера
+78047006004
info@amarinmotors.ru
г. Москва
ул. Привольная дом 2, корп.5
Ежедневно 9:00 - 21:00
(кроме воскресенья)
Ежедневно 9:00 - 21:00
(кроме воскресенья)
г. Москва
ул. Привольная дом 2, корп.5

Эволюция автомобильного кондиционера

Ровно 75 лет назад автокондиционер впервые представили публике. За это время он прошел долгий путь от дорогого и неудобного устройства исключительно люксовых авто до привычного и незаменимого агрегата любой машины.

Дебют без фурора

Первый легковой автомобиль с кондиционером появился в 1939 году на автосалоне в Чикаго. Им стал Packard Twelve, люксовый седан с 12-цилиндровым двигателем. До этого системы охлаждения воздуха использовались только в бизнес-центрах и в автопоездах — грузовиках с полуприцепами, оборудованными для пассажиров.

Однако публика Чикагского салона встретила новинку без энтузиазма. Даже высокотехнологичный для своего времени прибор в салоне не смог оживить интереса к Packard Twelve: машина выставлялась уже пятый год подряд с небольшими модификациями.

Кроме того, первый автокондиционер не был ни компактным, ни удобным в использовании. Чтобы его запустить, водитель должен был остановить машину и вручную перекинуть приводной ремень. А места охлаждающие установки занимали немало: почти половину багажника, плюс пространство под капотом и в салоне.

Стоила новая опция почти 300 долларов. Для сравнения: автомобили Packard класса люкс стоили до $ 3500, а значит, новый аксессуар добавлял около 10 % к стоимости автомобиля. Так что неудивительно, что автокондиционеры почти не покупали и спустя два года «Паккард» перестал их предлагать.

Cadillac и Chrysler тоже разработали устройства для охлаждения салона, но у них были те же недостатки. Безусловно, у кондиционеров для авто было будущее, но для начала их предстояло значительно усовершенствовать. Этому помешала Вторая мировая война: она отодвинула прорыв в производстве кондиционеров почти на десятилетие.

Триумфальное возвращение

Усовершенствованные модели автокондеев появились только в 50-е годы, но оказались намного успешнее своих предков. Инженеры объединили кондиционер с отопителем, сделали управление температурой автоматическим и добились более компактных размеров: теперь багажник был свободен. Цену также удалось снизить.

После этого кондиционеры стали массово устанавливать на машины в США. Не прошло и 30 лет, как 90 % машин в Штатах обзавелись кондиционерами. А вот Европа, где климат был не таким жарким, а благосостояние людей сильно пострадало из-за войны, отнеслась к новинке равнодушно. Массовое производство автокондиционеров здесь началось только в 70-е.

Кондиционеры в СССР и России

В нашей стране системы охлаждения салонов были только в автомобилях представительского класса. Так, ЗИЛ-111А (выпускался с 1959 года) был оснащен отечественным кондиционером, а вот на ГАЗ-14 (1977), или «Чайку», монтировалась импортная система. Эти машины выпускались мелкосерийно, а потому автокондиционер в СССР нельзя назвать массовым явлением. Разумеется, заправку автокондиционера никто не отменял.

Первым общедоступным авто с кондиционером стала «Лада-Приора» (2007-й), также он предлагался для «Волги 3110» как дополнительная опция с 2000-х годов.

Сейчас российские автопроизводители ставят кондиционеры и на бюджетные седаны и хетчбэки, но только в качестве опции и за отдельную плату. А вот в моделях премиального класса (от D и выше) они входят в обязательную комплектацию и устанавливаются на производстве.

Мифы и правда об автокондиционерах

Чтобы понять, какие предрассудки об охлаждении салона содержат долю правды, нужно иметь представление об устройстве кондиционера.

Базовые принципы не менялись с 50-х годов. Основной агрегат по-прежнему под капотом, а в салоне находится пульт управления. Правда, устройство стало более технологичным: появились новые фильтры и регулировки, повысились долговечность и эффективность.

Хладагентом автомобильного кондиционера является фреон. Компрессор, который работает от двигателя, прогоняет фреон по системе: в жидком виде тот подается в испаритель, где начинает кипеть, в результате переходит в газообразное состояние и сильно охлаждается. Этот холод и подается в салон, а фреон направляется в конденсатор и вновь становится жидкостью.

То, что кондиционер увеличивает расход топлива, правда. Он работает от мотора и «отбирает» его мощность. Поэтому бережливые автовладельцы используют кондей только в сильную жару.

А вот мнение о том, что кондиционер — это и есть климат-контроль, в корне неверное. Климат-контролем правильно называть системы охлаждения и подогрева, которые автоматически следят за температурой в салоне. Они сами выбирают режим для охлаждения и подогрева воздуха. Поэтому водителю достаточно один раз установить комфортную для него температуру в салоне, а система позаботится об остальном.

Если же в салоне установлен кондиционер, включать и выключать его придется вручную.