Началась весна, снег растаял, пора менять зимнюю резину на летнюю. В этой связи мы решили рассказать вам несколько интересных фактов из истории автомобильных покрышек и проследить основные этапы эволюции этой наиважнейшей части автомобиля.
Родителем пневматической шины считается Джон Данлоп, первый, кому пришло в голову обернуть колесо детского велосипеда резиновым садовым шлангом. До него, колесо, используемое в экипажах, телегах и прочем колесном транспорте, представляло из себя металлический или деревянный обод, обклеенный кусками резины и прочими эластичными материалами.
Приблизительно так выглядели такие колеса:
Довольно долгое время колеса просуществовали именно как накачанный воздухом шланг, обмотанный вокруг обода. Следующим шагом на пути к современному автомобильному колесу стала идея о разделении камеры и покрышки, это, вместе с уже приемлемой технологией монтажа-демонтажа колеса, позволяло использовать их в автомобилестроении. Первыми, кто стал использовать пневматические шины в автомобилях стали братья Мишлен (знакомая фамилия, не правда ли?)
Ланчестер 1896г, оборудованный шинами Dunlop
Следующий этап эволюции – появление корда, особопрочного слоя из текстильных тканей, защищающего место сцепления с дорогой и боковины протектора.
Интересный факт – помните белые боковины шин у автомобилей начала века?
Вот эти:
Это не элемент дизайна, а скорее вынужденная мера экономии. Все дело в том, что шины тогда выпускались из натурального каучука, имеющего белый цвет, а в поверхности подверженные наибольшему трению добавлялся углеродный наполнитель, который и “чернил” каучук. Из-за высокой стоимости такой технологии, делалось это только в тех местах, которые быстрее всего изнашивались.
С развитием грузового коммерческого транспорта остро встала проблема круглогодичности и всепогодности перевозок, поэтому в 1934г финская компания Nokian представила первую в мире зимнюю покрышку, она отличалась наличием глубоких поперечных блоков по всей площади протектора. Вскоре такие шины получили и легковые автомобили.
Важным конструкционным обновлением стал переход с диагонального на радиальный каркас шины, а после – использование шипов, позволяющих значительно проще передвигаться на снежных и ледовых участках.
В дальнейшем, основными качествами, определяющими прогресс в характеристиках шин стали уже не конструкционные, а физико-химические показатели материалов. Жесткость, максимальная нагрузка, рисунок протектора – вот параметры, которые определяют области применения современных шин.